ЯПОНСКИЙ СВАДЕБНЫЙ КОСТЮМ
Едва ли можно найти в
современном мире культуру, столь уникальным образом сочетающую богатые
исторические традиции с характерными чертами западной урбанистической цивилизации,
чем культура Японии. На сегодняшний день в этой стране существует три вида церемоний
бракосочетания – согласно традициям синтоизма, буддизма и христианства - основных
религий, имеющих здесь наибольшее распространение.
Свадебная церемония в
синтоистском стиле получила значительное распространение
во всей Японии начиная с момента бракосочетания императора Таишу в 1900 году. Это неудивительно, если учесть, что до 1945
года синтоизм (что в переводе с японского означает "путь богов") –
культ обожествления природы – являлся официально признанной государственной религией.
Когда мы говорим о японском
костюме, в первую очередь это вызывает ассоциации с кимоно. Само это слово
происходит от выражения киру моно – вещь для надевания. Традиционный
японский костюм окончательно сформировался в эпоху Мэйдзи, в 19 веке. Японцы
осознали, что кимоно является неповторимым феноменом культуры их страны.
Параллельно с этим происходило тесное соприкосновение с европейской цивилизацией.
Тем не менее, хотя большая часть населения Японии на службе, в городской жизни
отдает предпочтение европейскому стилю в одежде (ёшугу), бытовой и
церемониальный костюм продолжает оставаться традиционным.
В современном свадебном костюме
сочетаются главным образом белый цвет и оттенки красного. Наряд невесты состоит
из красной нательной рубашки – нага-дзюбан и белоснежного шелкового
венчального платья какэсита или утикакэсита, запахнутого слева
направо и перевязанного широким поясом-оби. Если поверх надевают легкое кимоно со шлейфом, то его зачастую
вообще не подпоясывают, а закрепляют при помощи завязки под правым рукавом.
Фактически в ходе церемонии
невеста меняет два кимоно. Первое – широ-маку (в переводе –
"белый", "безупречно-непорочный") – это кимоно, предназначенное
непосредственно для свадебной церемонии, которая совершается у алтаря в шрине.
Широ-маку шьют из белого шелка тонкой выделки, а поверх него часто носят
накидку с капюшоном из белой узорчатой парчи.
Согласно
древней японской традиции белый является выразителем нового начала: девушка, одевая кимоно этого
цвета, не приносит ничего своего в дом
жениха. Хотя, согласно общепринятому мнению, белый цвет в костюме
невесты символизирует невинность, это его значение было напрямую заимствовано в
19 веке из европейской культуры.
В конце вечера, во время
свадебного приема, невеста облачается в фурисодэ – нарядное кимоно с широчайшими,
очень длинными рукавами (содэ), которые символизируют девственность. В
своей жизни японка надевает это кимоно дважды – в день совершеннолетия и в день
свадьбы. Фурисодэ - собирательный термин, применительно к свадебному костюму
это кимоно правильнее называть иро-учикакэ. Яркое кимоно из роскошного
шелка, чаще всего красного цвета, тканое или расшитое золотом и серебром,
получило распространение в эпоху Эдо. Считается, что красный цвет отгоняет
духов, символизирует супружеское счастье и является олицетворением
женственности. Тем не менее, практичные невесты в последнее время все чаще отказываются
от красного цвета в пользу розового, чтобы дорогое кимоно можно было носить и после
свадьбы, ведь согласно традиции, красный и зеленый одежды в будничной одежде
были не приняты. Фиолетовый цвет в
костюме невесты использовать нельзя: согласно поверью, он символизирует скорый
распад брака.
Учикакэ покрыто роскошной
вышивкой, сочетающей в себе растительные, цветочные мотивы (например,
традиционные ветви сакуры и сосны) с элементами животного мира. В частности, летящие журавли символизируют жизнь, пионы –
изобилие, процветание и женственность, кленовые листья – признание быстротечности
времени, а хризантемы – символ императорского дома – также означают долголетие.
Для того,
чтобы шлейф учикакэ (который порой достигает тридцати сантиметров в длину)
красиво лежал и расходился, по краю его обшивают узким валиком, набитым ватой.
Уникальна и прическа японской
невесты, называемая банкин-такашимада,
Волосы девушки зачесывают высоко наверх и украшают большим гребнем и специальными
шпильками – канзаши, которые богато декорированы золотыми листьями,
красными цветами и жемчугом. Поскольку такая прическа очень сложна и для
создания, и для ношения, часто невесты носят заранее приготовленный парик.
Узнаваема и белая свадебная
шляпка - цунокакуси. Символическое
значение этого головного убора – мешать пробиваться золотым "рожкам
ревности" ("цуно"), которые якобы имеются у каждой супруги".
Во время свадебной церемонии эта шляпка означает
повиновение, почитание мужа и желание
спрятать свои недостатки.
В костюме
японской невесты символические функции тесно соседствуют с эстетическими:
плотный запах лифа и белый воротник нижнего кимоно акцентируют внимание на
лице; широкий пояс-оби и плавно расходящееся книзу полы кимоно придают фигуре
стройность, величественность.
Проникновение западных традиций
в японский костюм привело к тому, что в настоящее время японские невесты могут
надевать национальное кимоно с париком для проведения синтоистской церемонии, а
перед приемом переодеваются в белое
платье по западной моде.
Традиционным цветом жениха
исстари является черный. В ритуальный комплект одежды
входят шелковое кимоно-монцуки (украшенное
гербами - монами) и хакама – широкая мужская юбка-брюки со встречными
складками, часто из ткани в продольную полоску.
Обувью служат деревянные
сандалии-гэта с перепонкой, надетые поверх особых носков с большим
пальцем – таби. В качестве аксессуаров выступают веер, который носят за
поясом, а затем постепенно раскрывают
(раскрытый веер - знак счастья), небольшой мешочек-кошель и даже
маленький меч в ножнах.
Как и во многих других странах,
в Японии принято отмечать годовщины супружеской жизни: в течение первых десяти
лет брака - ежегодно, затем - через каждые пять лет.
Володева Наталья
иллюстрации автора
|