Новости


Галерея


Fashion


Статьи


Ссылки


Гостевая книга




Copyright © Volodeva Natalia
All rights reserved © 2006

All materials on this site
are not for distribution or commercial use.

 

 

ЯПОНСКИЙ СВАДЕБНЫЙ КОСТЮМ

Едва ли можно найти в современном мире культуру, столь уникальным образом сочетающую богатые исторические традиции с характерными чертами западной урбанистической цивилизации, чем культура Японии. На сегодняшний день в этой стране существует три вида церемоний бракосочетания – согласно традициям синтоизма, буддизма и христианства - основных религий, имеющих здесь наибольшее распространение.

Свадебная церемония в синтоистском стиле получила значительное распространение во всей Японии начиная с момента бракосочетания императора Таишу в 1900 году.  Это неудивительно, если учесть, что до 1945 года синтоизм (что в переводе с японского означает "путь богов") – культ обожествления природы – являлся официально признанной государственной религией.

Когда мы говорим о японском костюме, в первую очередь это вызывает ассоциации с кимоно. Само это слово происходит от выражения киру моно – вещь для надевания. Традиционный японский костюм окончательно сформировался в эпоху Мэйдзи, в 19 веке. Японцы осознали, что кимоно является неповторимым феноменом культуры их страны. Параллельно с этим происходило тесное соприкосновение с европейской цивилизацией. Тем не менее, хотя большая часть населения Японии на службе, в городской жизни отдает предпочтение европейскому стилю в одежде (ёшугу), бытовой и церемониальный костюм продолжает оставаться традиционным.

В современном свадебном костюме сочетаются главным образом белый цвет и оттенки красного. Наряд невесты состоит из красной нательной рубашки – нага-дзюбан и белоснежного шелкового венчального платья какэсита или утикакэсита, запахнутого слева направо и перевязанного широким поясом-оби. Если поверх надевают  легкое кимоно со шлейфом, то его зачастую вообще не подпоясывают, а закрепляют при помощи завязки под правым рукавом.

Фактически в ходе церемонии невеста меняет два кимоно. Первое – широ-маку (в переводе – "белый", "безупречно-непорочный") – это кимоно, предназначенное непосредственно для свадебной церемонии, которая совершается у алтаря в шрине. Широ-маку шьют из белого шелка тонкой выделки, а поверх него часто носят накидку с капюшоном из белой узорчатой парчи.

Согласно древней японской традиции белый является выразителем  нового начала: девушка, одевая кимоно этого цвета, не приносит  ничего своего в дом жениха. Хотя, согласно общепринятому мнению, белый цвет в костюме невесты символизирует невинность, это его значение было напрямую заимствовано в 19 веке из европейской культуры.

В конце вечера, во время свадебного приема, невеста облачается в фурисодэ – нарядное кимоно с широчайшими, очень длинными рукавами (содэ), которые символизируют девственность. В своей жизни японка надевает это кимоно дважды – в день совершеннолетия и в день свадьбы. Фурисодэ - собирательный термин, применительно к свадебному костюму это кимоно правильнее называть иро-учикакэ. Яркое кимоно из роскошного шелка, чаще всего красного цвета, тканое или расшитое золотом и серебром, получило распространение в эпоху Эдо. Считается, что красный цвет отгоняет духов, символизирует супружеское счастье и является олицетворением женственности. Тем не менее, практичные невесты в последнее время все чаще отказываются от красного цвета в пользу розового, чтобы дорогое кимоно можно было носить и после свадьбы, ведь согласно традиции, красный и зеленый одежды в будничной одежде были не приняты.  Фиолетовый цвет в костюме невесты использовать нельзя: согласно поверью, он символизирует скорый распад брака.

Учикакэ покрыто роскошной вышивкой, сочетающей в себе растительные, цветочные мотивы (например, традиционные ветви сакуры и сосны) с элементами животного мира. В частности, летящие журавли символизируют жизнь, пионы – изобилие, процветание и женственность, кленовые листья – признание быстротечности времени, а хризантемы – символ императорского дома – также означают долголетие.

Для того, чтобы шлейф учикакэ (который порой достигает тридцати сантиметров в длину) красиво лежал и расходился, по краю его обшивают узким валиком, набитым ватой.

Уникальна и прическа японской невесты, называемая  банкин-такашимада, Волосы девушки зачесывают высоко наверх и украшают большим гребнем и специальными шпильками – канзаши, которые богато декорированы золотыми листьями, красными цветами и жемчугом. Поскольку такая прическа очень сложна и для создания, и для ношения, часто невесты носят заранее приготовленный парик.

Узнаваема и белая свадебная шляпка - цунокакуси.  Символическое значение этого головного убора – мешать пробиваться золотым "рожкам ревности" ("цуно"), которые якобы имеются у каждой супруги".  Во время свадебной церемонии эта шляпка означает  повиновение, почитание мужа и желание спрятать свои недостатки.

В костюме японской невесты символические функции тесно соседствуют с эстетическими: плотный запах лифа и белый воротник нижнего кимоно акцентируют внимание на лице; широкий пояс-оби и плавно расходящееся книзу полы кимоно придают фигуре стройность, величественность.

Проникновение западных традиций в японский костюм привело к тому, что в настоящее время японские невесты могут надевать национальное кимоно с париком для проведения синтоистской церемонии, а перед приемом переодеваются в  белое платье по западной моде.

Традиционным цветом жениха исстари является черный. В ритуальный комплект одежды входят шелковое кимоно-монцуки (украшенное гербами - монами) и хакама – широкая мужская юбка-брюки со встречными складками, часто из ткани в продольную полоску.

Обувью служат деревянные сандалии-гэта с перепонкой, надетые поверх особых носков с большим пальцем – таби. В качестве аксессуаров выступают веер, который носят за поясом, а затем постепенно раскрывают  (раскрытый веер - знак счастья), небольшой мешочек-кошель и даже маленький меч в ножнах.

Как и во многих других странах, в Японии принято отмечать годовщины супружеской жизни: в течение первых десяти лет брака - ежегодно, затем - через каждые пять лет.



Канзаши Цунокакуши
Широмаку Учикаке

Володева Наталья
иллюстрации автора

 

Сайт создан в системе uCoz