Новости


Галерея


Fashion


Статьи


Ссылки


Гостевая книга




Copyright © Volodeva Natalia
All rights reserved © 2006

All materials on this site
are not for distribution or commercial use.

 

 

КАЗАХСКИЕ СВАДЕБНЫЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

В казахском традиционном костюме, где основные виды одежды в зависимости от возраста и общественного положения варьировались незначительно, изменяясь лишь в цветовой гамме, способах отделки и деталях кроя, головной убор служил важнейшим указателем на возраст и статус женщины, отличаясь у девушки и невесты, у молодой жены и матери.

Наиболее распространенным девичьим головным бором была такия - шапочка красного цвета, отороченная мехом выдры, увенчанная султаном из перьев филина. Головной убор такого типа (такийа, таджийа) очень распространен в странах Азии как среди мужчин, которые повязывали поверх шапочки тюрбан, так и среди девушек.

В некоторых районах Восточного Казахстана девушки носили налобник - тэтті, вышитый разноцветными нитями. Тэтті просто повязывали на голово, закрепляя лентами.

В холодное время года зачастую надевали теплую шапку - борік (или шошак борік) из алого бархата, сукна, атласа, обшитую по краю широкой полосой меха. Отличительной особенностью всех этих головных уборов было то, что они не закрывали косы девушки. Но в день свадьбы невеста навсегда снимала такию и борік, что означало смену ее статуса в обществе.

Саукеле - головной убор невесты – является, возможно, наиболее оригинальной, неповторимой и роскошной частью казахского национального костюма. Своими корнями саукеле восходит еще к эпохе саков! Согласно гаиболеее распространенному мнению – шапка знаменитого Золотого человека – прототип саукеле. Это подтверждается как сходством формы и символического значения, так и долей сакского компонента в этногенезе казахов. В XIII веке европейские путешественники Плано Карпини и Гильом Рубрук описали подобный головной убор, распространенный в костюме кипчаков и канглы. Саукеле соединил в себе традиции тенгрианства и шаманизма, что прослеживается в символическом значении его отдельных элементов.

Саукеле представляет собой шапку высотой до 70 см. в виде конуса, чаще всего усеченного. Именно форма определяет смысловое значение головного убора, который состоит из двух частей: первая называется, соответственно, сау ("целый, цельный"), вторая – келе ("верхушка, башня"). Конус головного убора в культуре тюрков-кочевников символизирует Мировую Гору; навершие из перьев филина, совы, сыча – Мировое Древо, Байтерек.

Каркас саукеле делали из плотного белого войлока, который обтягивали дорогой тканью – бархатом, шелком, атласом, сукном. Чаще всего это были ткани различных оттенков красного цвета, но дошли до наших дней и зеленые, и даже черные саукеле. Снизу поля саукеле оторачивали ценным мехом выдры или бобра. Как и навершие из перьев, называемое ?кі, меховая опушка саукеле играла роль мистического оберега.

С лицевой стороны на обтянутый тканью каркас саукеле крепились металлические орнаментированные бляхи ювелирной работы (серебряные и даже золотые), которые служили оправой для драгоценных и полудрагоценных камней – сердолика, бирюзы, аметиста. Богатые невесты могли позволить себе саукеле с двумя обильно изукрашенными широкими пластинами, одна из которые крепилась на верхушке саукеле, другая – л

обной части головного убора (ма?дайша). Металлические бляшки, нашиваемые по краю саукеле, традиционно имели ромбовидную форму. Ромб у кочевников являлся символом плодородия. Любопытный факт – в некоторых серебряных пластинах исследователи усматривают стилизованное изображение Анахиты -среднеазиатской богини - покровительницы жизненного начала.

По бокам к корпусу саукеле пришивались наушники – ал?ан, которые зачастую обшивались мехом, позументной тесьмой, декорировались бусами, кораллами, серебряными бляшками. Ближе к лицевой части к саукеле крепились подвески – жактау, которые являлись обязательным дополнением. Число и длина подвесок жактау зависели от имущественного состояния родителей невесты. Иногда поднизи из кораллов, бирюзы, серебряных и позолоченных пластинок, жемчуга, шелковых кистей – маша? доходили до пояса и даже до колен. В этом случае на халат невесты на уровне груди пришивали специальные бархатные кармашки, куда прятали тяжелые концы жактау, чтобы нити не оборвались под тяжестью украшений.

Помимо подвесок и наушников, одной из дополнительных – но не обязательных – деталей саукеле были височники – шекелік в форме треуголиника или лепестка.

Навершие саукеле - тобе - зачастую обшивали бахромой, а сзади крепили к нему лопасти их ткани, одна из которых, более длинная, ниспадала на спину. Как и другие части головного убора невесты, лопасти покрывали вышивкой канителью – зер, бусами, кораллами...

К тобе также крепилась большая белая вуаль – желек, которая играла большую роль в свадебном ритуале: в нее закутывали фигуру и лицо девушки во время исполнения ритуальной песни "Беташар". Центр и края желек отделывались жгутовой вышивкой, бахромой и шитьем сетками,

Перед надеванием саукеле выполнялся следующий обряд: головной убор невесты надевает другая женщина и является к жениху получать подарок (чаще всего халат или рубашку) за уступку этого убора невесте. Этот вид свадебного выкупа называется "плата за показ саукеле". Невеста надевала саукеле не только на свадьбу, но и в первые годы после замужества по большим праздникам, во время приема гостей, при перекочевке и т. п., вплоть до рождения первого ребенка.

Тем не менее, саукеле не был единственным головным убором, который могла носить невеста в день своей свадьбы. Значительно меньшее распространение имела касаба (дословно "расшитая золотом") - невысокая, скошенная к затылку шапочка из той же ткани, что и камзол невесты, покрытая роскошной вышивкой золотом, декорированная подвесками из бус, монеток и небольших бляшек ювелирной работы. Вероятно, этот головной убор возник в результате трансформации его прототипа – древнетюркской жетской шапки, носившей то же название. Как и саукеле, касаба имела височные подвески и навершие из перьев – укі. В том случае, если края обшивались рядами шелковой пышной бахромы, а сзади добавлялась дополнительная лопасть, этот головной убор назывался шаша?ты ?асаба.

Послесвадебный головной убор молодой женщины, который она носила в первый год после замужества, по форме походил на саукеле, но был значительно ниже, не украшался перьями и, как следует из названия – аксаукеле – шился из белой ткани. На иллюстрации Вы можете видеть аксаукеле, вышитый гладью и блестками, украшенный позолоченными цепочками.

После рождения первого ребенка костюм молодой женщины менялся коренным образом. Согласно обычаю, она теперь не могла оставлять открытыми волосы, особенно в височной части. Цвет головного убора с красного, который символизировал энергию молодости, сменялся на белый – цвет материнства. Головные уборы замужних женщин тоже довольно разнообразны по форме, среди них можно назвать жаулы?, л?тте, к?ндік и, конечно же, кимешек. Особенно разнообразны формы чалмы – с?лде, которая в виде тюрбана наворачивалась поверх кимешека.

Таким образом, в казахском национальном костюме головной убор служил показателем статуса женщины: незамужняя девушка – молодая жена – мать семейства. Символика, цвет и декор отдельных элементов изменялись в соответствии традициями и обычаями кочевой культуры.

Володева Наталья
иллюстрации автора



Саукеле Саукеле Кулак Казахский свадебный костюм Казахский свадебный костюм
Сайт создан в системе uCoz