Новости


Галерея


Fashion


Статьи


Ссылки


Гостевая книга




Copyright © Volodeva Natalia
All rights reserved © 2006

All materials on this site
are not for distribution or commercial use.

 

 

КАЗАХСКИЙ СВАДЕБНЫЙ КОСТЮМ

Костюм невесты, отличающийся особой роскошью и богатством отделки – вершина мастерства казахских рукодельниц. Именно сегодня происходит возврат к его традиционным формам. Свадебный наряд в полной мере выражает богатые традиции кочевой культуры, ее принципы и верования; он не только внешне привлекателен, каждая его часть несет смысловую нагрузку.

В комплекс свадебного костюма входили длинное платье–койлек, камзол-безрукавка, халат–шапан. Если празднество происходило в холодное время года, невеста одевала еще и шубу-ішік или каптал тон. Костюм невесты отличался от повседневной одежды пышностью, многослойностью, подбором дорогостоящих материалов, использованием украшений из золота, серебра и драгоценных камней, каждое из которых несло свою особую символическую функцию. Роскошь и богатство отделки и материалов костюма, количество элементов одежды в комплекте являлись своеобразным показателем положения невесты в обществе. Чем богаче и знатнее была девушка, тем великолепнее был ее подвенечный убор. Золотом вышивали подол и горловину платья, полы и борта камзола и халата.

Нарядные, щедро украшенные халаты – тон являются обрядовой свадебной одеждой и обязательной частью приданого невесты. У разных племен бытовали различные названия этого элемента одежды - бас тон, кестелi тон, Кызыл тон. В некоторых районах свадебный халат называли шапан (айырма шапан, бекасаб шапан) или желек.

Особой была роль халата при исполнении свадебного ритуала. Эта традиция имела глубокие символические корни и складывалась веками. На юге и востоке Казахстана халат набрасывали невесте на голову, а в других областях - на плечи. В Семиречье свадебный халат (кестелi тон) к началу XX века стал символической одеждой - надевала его не сама невеста, а женщина из аула ее отца, которой поручалось пригласить гостей на празднество. Затем, когда невеста покидала родной аул, вместе с приданым увозили и шапан, который переходил в собственность какой-нибудь девушки на выданье из семьи мужа, если у нее не было своего халата.

Нагрудник - алка, сшитый из ткани, всегда богато украшали - монетами, пуговицами ювелирной работы, и вышивали шелком, канителью, кораллами. Иногда монетки подвешивали на нитях из бисера.

Самым заметным и элементом костюма невесты является саукеле, традиционный, "священный" головной убор невесты. Отдельные экземпляры саукеле XIX – начала XX веков – жемчужины в коллекциях мировых музеев.

Саукеле имеет форму суженного к концу цилиндра высотой около 50-70 см. Впервые такая форма встречается в головном уборе саков-тиграхауда. Саукеле уникально – у него практически нет аналогов в мировом костюме. Как и остроконечная шапка Золотого человека, саукеле символизирует Мировое дерево и Мировую гору как важнейшие элементы мироздания в культуре кочевников. В целом символика казахского национального костюма основывается на традициях тюркско-кипчакских этносов.

Перья филина, сыча, венчающие саукеле - это оберег, который должен избавить девушку от дурного глаза и отогнать злых духов. Ювелирные украшения также выполняли функцию оберега. Изготавливались они из серебра - священного и чистого металла. Каждый из драгоценных и полудрагоценных камней, украшающих отдельные части саукеле, имеет свою особую символику и мистическое значение, принятые не только у казахов, но и у всех азиатов в целом. Так, бирюза обозначает пожелание счастья, сердолик - здоровья и т. д.

Дополняла саукеле вуаль из белой, полупрозрачной ткани - желек. Иногда саукеле заменяла касаба - расшитый золотом головной убор в виде небольшой круглой, скошенной вниз на затылке шапочки, Касаба шилась из того же материала, что и камзол, и, как саукеле, увенчивалась навершием из перьев – ?кі. Необходимыми дополнениями саукеле были также подвески – жактау.

Практически невозможно встретить два одинаковых саукеле, способы их украшения разнообразны. К примеру, затылочная часть одного старинного саукеле украшена скульптурным изображением головы рыбы – символом благоденствия, а лобная часть оторочена мехом..

В казахском костюме велико значение цвета. Ткани, которыми обтягивался корпус саукеле - бархат, сукно, атлас, - почти всегда красного цвета или его оттенков. С чем это связано? Красный вообще обозначал молодость, избыток активных жизненных сил. Это цвет солнца, молодости, тепла, стихии огня. В мелких элементах декора, чаще всего в ювелирных изделиях, использовался синий - цвет неба. Эти значения восходят еще к тенгрианской культуре. Белый цвет вуали-желек - это символ небесного, Верхнего мира в головном уборе. Платье-к?йлек, камзол и шапан чаще всего шились из красного, синего, зеленого бархата. Золотой цвет декора - цвет плодородия, созревания, материнства - распределялся по подолу платья и шапана, низу рукавов.

Дополняли костюм невесты ожерелья, кольца, подвески к саукеле, накосники-шолпы, чеканные пряжки ремня. Некоторые элементы, в частности, саукеле, начинали готовить за несколько лет за женитьбы: процесс был очень трудоемким и требовал больших материальных затрат.

В создании свадебного костюма принимали участие не только швеи и вышивальщицы, но и ювелиры, кожевенники, меховщики. Таким образом, свадебный костюм является ценным памятником материальной культуры, свидетельством высочайшего мастерства и художественного вкуса народных умельцев.

Володева Наталья



Саукеле Касаба Казахский свадебный костюм Казахский свадебный костюм Казахский свадебный костюм
Сайт создан в системе uCoz